Режимы экспозамера

Режимы экспозамера

Как известно, главный инструмент фотографа – это даже не камера, а свет. В зависимости от имеющегося света мы и настраиваем фотоаппарат. С основными настройками мы уже знакомы: это ISO, выдержка и диафрагма. Но есть и еще одна, о которой разговора пока не было – режим экспозамера.

От того, какой режим экспозамера мы выберем, будет зависеть площадь кадра, по которой наша камера будет оценивать освещенность. Если вы еще не познакомились с этим пунктом меню в вашем фотоаппарате, обязательно посмотрите инструкцию.

Если объяснять просто и коротко, то в современных камерах площадь кадра разделена на зоны. Количество этих зон у разных моделей камер разное. Чем их больше, тем точнее измерение и тем лучше результат.

Фактически, когда мы выбираем режим экспозамера, мы указываем фотокамере, какие из этих зон и в каком количестве будут задействованы при оценке экспозиции.

В большинстве фотоаппаратов сейчас есть четыре режима:

1. Оценочный (он же матричный, интегральный, мульти-) замер. Этот режим используется при автоматической съёмке (но его можно выбрать и вручную, конечно) и подходит для большинства стандартных, равномерно освещенных сюжетов (например, для большинства пейзажей). В этом случае камера замеряет экспозицию для всех зон по отдельности и рассчитывает конечный результат по определенному математическому алгоритму. При этом особое значение придается зоне, где находится активная точка автофокуса, и прилегающим к ней. В этом отличие данного режима от всех других, потому что в других замер производится с приоритетом центра кадра. В итоге получаются «нормальные», равномерно проэкспонированные снимки.

Оценочный экспозамер

У оценочного режима есть и слабые стороны. Например, он может дать сбой, если основной объект съемки занимает очень небольшую часть кадра. Тогда камера прекрасно проэкспонирует окружающие предметы, а вот сам объект может оказаться слишком темным. Также, если перепад яркостей на снимке резкий, мы можем получить в итоге белое, выбитое небо – при нормально проэкспонированной нижней части или, наоборот, неплохо проэкспонированное небо с облаками — и заметно недодержанный лес внизу.

2. Точечный замер используется довольно часто. Как можно догадаться, он основан на замере экспозиции по одной, очень узкой зоне в центре кадра. Это, конечно, все-таки зона, а не точка, хотя площадь замера очень мала (2-3% площади кадра). Именно точечный замер позволяет нам определить правильную экспозицию для небольших, но важных для нас предметов. Мы можем сосредоточиться на основном объекте – лице человека, какой-то детали, вещи и т.п. Этот режим экспозамера полезен и при съемке в ясный солнечный день, когда из-за перепада яркостей проэкспонировать весь кадр одинаково хорошо не получится и приходится выбирать только главный объект. Часто употребляется при съемке спектаклей в театре, концертов, когда нужно сфотографировать освещенный объект на темном фоне.

Точечный экспозамер

3. Частичный замер – нечто среднее между оценочным и точечным. Здесь берется во внимание несколько зон опять же в центре кадра, по ним производится расчет. Это, как правило, 6-10% от площади всего кадра. Помогает, например, если объект имеет неоднородную окраску, неравномерно освещен или просто выходит за пределы области точечного замера. Также подходит для съемки светлых объектов на темном фоне и наоборот, а еще для портретов с задней подсветкой. В общем, он, как и точечный замер, дает фотографу гораздо больше контроля над экспозицией, чем оценочный.

Частичный экспозамер

4. Центрально-взвешенный (усредненный) замер делается по всему кадру, но приоритет отдается центральным зонам. Этот режим экспозамера можно применять в случаях, когда главный объект съемки находится в центре кадра, а то, что ближе к границам, не так важно. Или когда хочется ослабить влияние приграничных объектов (например, попавшего в кадр яркого неба). В общем, будьте готовы к тому, что по краям кадра что-то может оказаться пересвечено или недодержано. По сравнению с оценочным этот режим более предсказуем. Он использовался еще в пленочных камерах.

Центрально-взвешенный экспозамера

Важно помнить, что когда вы переходите от автофокуса к ручной фокусировке, камера будет производить экспозамер по центральной части кадра, ведь она не может сама определить основной объект съемки.

Знание особенностей каждого режима экспозамера, умение их применять может сильно упростить жизнь фотографу. Но бывают случаи, когда ни один из них не спасает, ведь диапазон у матрицы – не резиновый. Тогда выручает брекетинг с последующей обработкой в графическом редакторе.

 

Взято с сайта:http://photo-lara.ru/texnika-sjemki/rezhimy-ekspozamera