Ступень экспозиции

Азбука фотографа, диафрагменный ряд:

1,   1.4,   2,   2.8,   4,   5.6,   8,   11,   16,   22,   32

Далее уже, как правило, не важно, хотя знать надо.

Это необходимая информация для владельцев дорогой оптики, средне- и крупноформатных камер, а также для тех, кто покупает мощные генераторы и из любопытства измеряет максимальное количество света, этими самыми генераторами выдаваемое, получая при этом зашкаливающие далеко за сотню цифры на флешметре. Также людям, увлекающимся съемкой предметов. Людям, которые уверены, что точная цветопередача возможна только на предельных значениях мощности, и также всем увлеченным приобретением генераторов с мощностью в несколько киловатт.

Переход на одно значение вверх уменьшает количество света, проходящего сквозь отверстие диафрагмы в два раза. На одно значение вниз увеличивает в два раза.
Между ними – одна ступень (1EV) или один stop («стап» – как бы сказал англоязычный фотограф). Или одна диафрагма – как бы чаще сказал российский фотограф, хотя это больше можно отнести к просторечию, чем к термину.

Между ними лежат несколько промежуточных значений – обычно это трети, хотя это зависит от того, как вы настроите свои камеры и свои флешметры.
И если вы настроили свою камеру так, что она будет делить каждую ступень на трети, то между значениями диафрагмы 2.8 и 4 у вас появятся промежуточные значения 3.2 и 3.5. Это и есть трети. И на каждый легкий щелчок колеса, которым вы изменяете это значение, значение диафрагмы будет изменяться на треть.

В противовес диафрагме на конечную экспозицию влияет также выдержка. Здесь несколько проще, ничего даже не нужно запоминать. Количество света, попадаемое на матрицу и влияющее на экспозицию, будет увеличиваться в два раза при удлинении выдержки в два раза. Так между 1/15 и 1/30 секунды лежит одна ступень. Это означает, что количества света, влияющее на экспозицию, изменилось в два раза.

Если принять значение ISO за константу (например, 100), то эти два значение (диафрагма и выдержка) определяют так называемую экспопару. Изменяя эти значения, мы меняем, а иногда и оставляем, количество попадаемого на матрицу или пленку света.

Итак, установим исходные значения диафрагмы, например, в 8, а выдержку 1/30 секунды. При установке диафрагмы в значение 4 мы увеличим количество света в 4 раза или на 2-й ступени. При установке выдержки в значение 1/250 мы уменьшим количество света на 3-й ступени или в 8 раз. Фотографы не меряют и не считают количество света «в разы», а только ступенями. Поэтому забудем о количестве, будем проводить все вычисления в ступенях.
Однако теперь если мы установим диафрагму в 2.8, а выдержку оставим в значении 1/250, то вернем назад эти три «потерянные» ступени, открыв диафрагму как раз на эти три ступени. То есть вернемся в исходному значению.
То есть 2.8 и 1/250 равны по количеству света, попадамого на матрицу и влияющего на экспозицию, значениям 8 и 1/30 секунды.

Однако в цифровых камерах мы легко можем поменять и значение ISO (впрочем как и в пленочных, однако немного с большими усилиями – для этого надо заменить пленку) и получить еще и третье значение, которое влияет на конечную экспозицию, но уже не на количество света, а на чувствительность матрицы. То есть на то, с какой степенью матрица реагирует на попадаемый свет. При увеличении ISO обычно происходит ухудшение качества снимка, но мы пока не об этом.
Так увеличение ISO в два раза повышает чувствительность в два раза. Таким образом мы уже можем подсчитать, что между ISO 100 и ISO 1600 будет 4 ступени: 200, 400, 800, 1600.

Зачем нам это все знать? Мы условились, что профессиональный фотограф, который стремится контролировать все процессы в камере, обычно снимает в режиме «М». Когда фотограф только осваивает процесс съемки, ему хочется думать обо всем, только не о значениях диафрагмы и выдержки, да к тому же постоянно пересчитывать в уме эти цифры. Но поверьте, после нескольких дней эти элементарные вычисления будут происходить на автомате. Как в автомобиле с механической коробкой передач человек перестает ее замечать через несколько дней езды, хотя поначалу выбор нужной передачи вводит в ступор и приводит к постоянным ошибкам.

Да, вы будете управлять этими значениями на автомате, но этот автомат будет оставаться полностью подконтролен вашим представлениям о том, по какому алгоритму и как он должен работать.

Съемка в студии импульсным светом. Снимаем на диафрагме 8. Видим, что у нас слишком маленький ГРИП, и мы хотим закрыться (увеличить значение диафрагмы). Команда ассистенту увеличить все приборы на 2 ступени, перевод значения диафрагмы в 16. И без остановки, не пересчитывая значения, а лишь взглянув на мгновение на экран проверить работу ассистента (хотя позволить ошибку этот человек может себе крайне редко в работе профессиональной команды), снимаем дальше.

Допустим, мы снимаем с постоянным светом в темном помещении, там достаточно темно и мы не можем (или так и не научились) снимать телеобъективом на значении выдержки 1/30 секунды. Перевод ISO с 100 в значение 800 – и мы можем укоротить выдержку в значение 1/250. И продолжаем без запинки снимать дальше.

Или, снимая на улице, мы вдруг решили, что нам нужна максимально открытая диафрагма. И вот переведя исходное значение d8 в d2.8, а выдержку из 1/30 в 1/250, оставляем значение света, попадаемого на матрицу, в прежнем значении и так же без запинки даже на мгновение продолжаем съемку.

Ну а чтобы понять, внимательно ли вы читали статью, готовы ли вы к дальнейшей энергичной профессиональной технически и эмоционально напряженной работе, попробуем решить задачку.
Были исходные значения диафрагмы 8, выдержки 1/30, ISO 200.
Установив по каким-то только нам известным причинам выдержку в значение 1/125, а ISO в значение 100, снимаем естественно (!) в режиме «М». Теперь нам надо поставить диафрагму в правильное значение, сохранив при этом прежнюю экспозицию. Какое значение будет правильным?
Решение этой маленькой задачки будет означать ваш громадный скачок к профессиональной фотографии.
Правильный ответ:

Взято с сайта: http://www.photoindustria.ru/?mod=content&id=101